?

Log in

По бакумачным итогам поездки (1) - Anna Shmyrina [entries|archive|friends|userinfo]
Anna Shmyrina

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

По бакумачным итогам поездки (1) [Nov. 1st, 2009|11:19 pm]
Anna Shmyrina

Месяц в Японии, та его часть, что не относилась к учебе, получилась "бакумачной" по самое не могу.
Лиля, я,  к сожалению, мемуары, как ты выразилась, не потяну, посему просто помещу ниже список мест, где удалось побывать - если будут вопросы, отвечу, где смогу. Ну и отсканирую со временем интресные статейки, карты и фото, которые заполучила.

 

Токио

Самым главным бонусом во всей поездке оказалось то, что базировались мы в Тама, ровно в тех краях, откуда родом синсэновский костяк. Поэтому ездить-ходить-ползать было чрезвычайно удобно, и район этот я теперь знаю очень неплохо.
А в Тама хорошо. В принципе понятно, почему юноши рванули в места столичные (оно что тогда было типичная сельская местность, то и сейчас), но если не зудят нигде амбиции, жить там, если по мне, - одно удовольствие.

Хино
Хидзиката-сирёкан. Дом, в котором родился Хидзиката. Часть дома жилая, часть - отведена под музей. Повезло, что удалось в него попасть, так как музей открыт всего два воскресенья в месяц. Из сирёкана я вышла как нагруженный ослик - утащив две трети книжного ассортимента.
Обшарены были  и окрестности: берега Асэгавы, роща Токан-мори (ну как роща - 2 огроменных дерева, зажатые между домами), храм Исида-дэра ( на его территории могила Хидзиаты). Вообще по Хино я нагулялась от души - там простор, которого здорово не хватало в Токио, небо во все стороны и цапли на реке.
Храмовый комплекс Такахата Фудосон. Это как раз в нём стоит всем известные статуя и памятный камень. А еще на каждом углу продаются сладости имени Х., вино имени Х, удон имени Х. и прочее того же имени. С сувенирной продукцией в Японии хорошо, даже слишком. А вообще, храм интересен очень сам по себе, без всяких привязок к Синсэну.
Музей Сато Хикогоро и музей Иноуэ Гэндзабуро. Неподалёку (хотя там всё неподалёку - от дома Хидзикаты до дома Иноуэ минут сорок быстрого хода по застроенной территории, подозреваю, что в те времена по полям, напрямую, получалось еще быстрее) храм Дайдзёдзи  - там похоронен Сато и его жена, сестра Хидзикаты, и храм Хосэндзи, с могилой Иноуэ.
С переменным успехом удалось попасть еще в пару местных музеев, посвященных Бакумацу. С переменным, потому как в одном из музеев именно в этот день вместо экспонатов, связанных с Синсэном, выставлялись образчики местной фауны. Бабочки, в частности. Тоже красиво.

Тёфу
Это уже родные места Кондо. От дома, где он родился, сейчас осталась только небольшая треугольная выгородка:  дерево, остатки колодца, подробнейшая табличка, да флаг Синсэнгуми. За флаги японцам отдельное спасибо - они везде в ключевых точках расставлены, легко ориентироваться. В трех шагах от этого места храм Рюгэндзи, там собственно находится могила Кондо Исами.
А у ближайшей реки мы долго любовались на каких-то оголтелых громадных рыб, которые упрямо пёрли против течения по мелководью: плавники уже вовсю выпирают из воды, но они всё равно рвутся куда-то по своим делам.

Ещё час ходьбы - и храм Сайкодзи, где в свое время останавливался отряд Коётимбутай на пути к крепости Кофу. Там стоит памятник Кондо, а мы мы попали на собрание местных клубов-организаций, занимающихся Синсэнгуми. Удалось увидеть (и заснять) выступление современных фехтовальщиков, практикующих Тэннэнрисинрю. Присутствие иностранцев на мероприятии произвело некоторый фурор, что было только на руку - показали и рассказали много всего интересного.

Итабаси
Ну, это место казни, поэтому настроение было соответствующее. Да и погода способствовала - туда я приехала как раз накануне тайфуна: мрачно, ветер, дождь всё сильнее и сильнее.

Ёсида-дзиндзя
Очень симпатичный и уютный храм. Добирались до него на местной разновидности трамвая, борта которого были заклеены тематической рекламой - в октябре в этом районе проходил фестиваль Исин-мацури. В храме - могила Ёсиды Сёина, реплика его школы и могилы еще нескольких деятелей Исин Сиси. А из окрестных громкоговорителей раздавались резкие звуки кангунского гимна - народ как раз зазывали на упомянутый праздник.

Имадо-дзиндзя
Один из храмов в районе Асакусы. В 1868 году рядом с храмом стоял дом врача Мацумото Рёдзина (он потом вместе с Нагакурой ставил памятник на Итабаси). В этом доме провел свои последние дни Окита Содзи.

Нагарэяма
По местным меркам Нагарэяма - это уже совсем далеко. Там даже общетокийские проездные - пасмо - не работают, а добираешься туда на электричке очень напоминающей поезд из "Унесенных призраками". Ощущения примерно такие же.
Я вряд ли могу утвержать со всей ответственностью, но японцы, по-моему, очень трепетно относятся к своей истории. И если Нагарэяма - это место, где фактически закончилась история Синсэнгуми, то для интересующихся есть все возможности эти свои интересы удовлетворить: мы, к примеру, наткнулись на волонтёров, которые показали-провели-рассказали везде и всё. И чаем напоили, и дали облачиться в синсэновскую форму, и катаны выдали - потренироваться (получалось, если честно, плоховато).

По Токио, пожалуй, всё. Может, какие-то места упомянуть забыла - вспомню потом. Далее были Киото (с вечерним пробегом по Фусими) и Айдзу.
 

 


LinkReply

Comments:
[User Picture]From: eiennohito
2009-11-01 06:47 pm (UTC)
окаэри в мороз
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shmyrina
2009-11-01 06:50 pm (UTC)
Издеваешься, да?
Кстати, чай вас ждёт.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eiennohito
2009-11-01 06:56 pm (UTC)
сорья ёкатта. надо будет забрать.
правда занятия японского благополучно скончались...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shmyrina
2009-11-01 07:00 pm (UTC)
Скончались окончательно и бесповоротно? Или есть шанс реанимировать? Удобно будет, если я звякну тебе завтра вечерком - расскажешь, что и как.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lilas777
2009-11-01 06:56 pm (UTC)
Ах, спасибо, Анечка, спасибо! И, пожалуйста, поподробнее :)))
И иллюстрации нужны.
А про Имадо-дзиндзя вы не рассказывали? Дом не сохранился? Это официальная версия (а кэппурочный домик с меленкой - выдумка?)?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shmyrina
2009-11-01 07:05 pm (UTC)
Иллюстрации сделаю, когда до сканера доберусь. Большинство материалов в бумажном виде.

Про Имадо-дзиндзя, по-моему, рассказывала. Про то, что храм уставлен манэко-нэко, и создается за счёт этого какая-то совершенно детская раслабленная атмосфера. Вполне в стиле, в общем-то. А еще храм не центральный на Асакусе, поэтому толп туристов мы там не застали - очень тихо и уютно.
По поводу версий - их вроде как несколько, но вот камень я видела именно там. Была и объяснительная табличка, как водится, но беда в том, что именно эту порцию фоток я упорно не могу найти. Есть шанс, что они не убиты окончательно, но очень маленький.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _chimera_
2009-11-02 03:28 pm (UTC)
http://www.diary.ru/~bubochka/p80390617.htm
Надеюсь, ваши фотки тоже найдутся.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shmyrina
2009-11-02 03:36 pm (UTC)
О! Оно. Только у нас было вечернее солнце и тёплый ветер.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: fil_z_royen
2009-11-01 09:04 pm (UTC)

Агромадное аригато!

Просто слов нет! Любуюсь, обнюхиваю, облизываю, примеряю, привязываю, приклеиваю и даже не знаю, как благодарить :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shmyrina
2009-11-01 09:13 pm (UTC)

:)))

И славно, если понравилось.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fil_z_royen
2009-11-01 10:09 pm (UTC)

Re: :)))

Понравилось - не то слово :-) А Рёму с фукутё мы с Кейти практически разыграли в орлянку :-))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shmyrina
2009-11-01 10:39 pm (UTC)

Re: :)))

Ужасающее пренебрежение. Кошмар! Но главное: что кому досталось?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: maitai1again
2009-11-01 09:38 pm (UTC)
Вот это поездка-походка. Ставлю на сегодня галочку, потому что задавать разумные вопросы уже не выйдет ( Завтра постараюсь )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: el_d
2009-11-02 03:29 pm (UTC)
Испытываю острую респираторную зависть.
Мной пока обследовано только Киото.

С уважением,
Антрекот
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shmyrina
2009-11-02 03:34 pm (UTC)
Уу,Киото, пожалуй, вполне себе соперник всему остальному. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hild_0
2009-11-03 01:01 pm (UTC)
Спасибо за рассказ!
"утащив две трети книжного ассортимента."
-А что за книги, о чем? Т.е. догадываюсь, что о нем...
Могила - в смысле кенотаф?
А что из себя представляют сладости имени?

Какой прекрасный рассказ, спасибо! Как здорово, что вы там были - и нам рассказали!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shmyrina
2009-11-03 01:25 pm (UTC)
*-А что за книги, о чем?
Ну да, о Бакумацу. Приобреталось в основном то, что невозможно купить через интернет: сборники статей.

*Могила - в смысле кенотаф?
:)))Немножко не поняла, о _чьей_ именно речь.

*А что из себя представляют сладости имени?
А они разные. Печенье с макото, какие-то фиговины с начинкой в форме...как бы сказать...портрета, моти, конечно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hild_0
2009-11-03 02:11 pm (UTC)
"храм Исида-дэра ( на его территории могила Хидзиаты)"
-Я слышала, что настоящая его могила неизвестна, но есть несколько ложных. Это не так?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shmyrina
2009-11-03 03:37 pm (UTC)
А, поняла. Да, ты права - кенотаф. Тело ведь не было найдено.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maitai1again
2009-11-05 09:11 am (UTC)
…Всё так хорошо и так много, что я бы тоже сильно ждала «мемуаров» ) Возможно, со временем? Мне кажется, жанр не предполагает сиюминутности.
А что такого сейчас в Тама? Специальный образовательный центр какой-нибудь?
Коже сейчас живёт в доме Хидзикат? «Могила Хидзикаты» включает в себя что? Условный мемориал? Семейное место погребения?
ОБ обилии памятной продукции: надо полагать, она востребована настолько же мощно, насколько и представлена) Я вспоминаю фотографии, снятые в синсэнских местах во всяких японских и не очень блогах – и вспоминаю в первую очередь _груды_ штучечек, запечатлённые на них ) А книжки – среди них есть серьёзные?
Точнее, вопрос этот должен звучать так: ну когда же, ну когда же мы увидим то, что вы вынесли оттуда, и восхитимся весомыми материалами? )

>вместо экспонатов, связанных с Синсэном, выставлялись образчики местной фауны. Бабочки, в частности.
Бабочки заявляют со всей ответственностью о том, что к синсэнгуми не имеют никакого отношения и просят все совпадении я считать чистой случайностью.

Расскажете подробней о том, что вам показали у Сайкодзи?
А если будет подробный рассказ о Ёсида-дзиндзя, я готова умереть от счастья.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shmyrina
2009-11-05 11:50 am (UTC)
*Мне кажется, жанр не предполагает сиюминутности.
Именно. :) Да и, боюсь, не по зубам он мне.

*А что такого сейчас в Тама? Специальный образовательный центр какой-нибудь?
Единого центра, как я понимаю нет, но есть несколько, не знаю, как лучше назвать, клубов не клубов, исследовательских организаций при музеях. В Хино, в Тёфу и т.д. Они там проводят совместные мероприятия, выпускают всякие материалы, обмениваются экспозициями, экскурсии проводят, волонтеров набирают и т.д. Ну и пропагандой, в хорошем смысле, занимаются.

*Коже сейчас живёт в доме Хидзикат?
Я так понимаю, родственники. А вот кто именно, не знаю. На каком-то из русскоязычных блогов проскальзывала информация от нашего же, российского народа, побывавшего там же, о нынешней родне фукутё.

*«Могила Хидзикаты» включает в себя что? Условный мемориал? Семейное место погребения?
Ну да, во-первых, Исида-дэра - семейный храм, там похоронены многие, носящие фамилию Хидзиката. Ну и, во-вторых, мемориал собственно Хидзикаты Тосидзо.

*А книжки – среди них есть серьёзные?
Есть всякий общеобразовательный ширпотреб, а есть и более точечные, професиональные уже исследования. Правда, про их уровень пока сказать ничего не могу - надо прочитать сначала. :)

*Бабочки заявляют со всей ответственностью о том, что к синсэнгуми не имеют никакого отношения и просят все совпадении я считать чистой случайностью.
А мне тогда очень хотелось попросить бабочек - свинтить куда подальше, т.к. это был единственный день, когда я могла в музей попасть, а оно не вышло. :)

*ну когда же, ну когда же мы увидим то, что вы вынесли оттуда,
Это вы про книги? Так тогда их сканить надо сначала.

*Расскажете подробней о том, что вам показали у Сайкодзи?
Там была как раз одна из встреч вышеописанных организаций, называлось всё "Синсэнгуми-кай". Я притащилась сильно заранее - проверяла, сколько займёт дорога от места, где мы жили до Сайкодзи, поэтому успела насладиться наблюдением за процессом подготовки: шустрым отмыванием бюста Кондо и украшением его букетами (букеты, кстати, после завершения действа практичные организаторы утащили с собой), разминкой мечников и т.д. Перед началом провели небольшую религиозную церемонию, а потом были выступления представителей этих самых клубов - ничего особо ценного: краткие отчеты о деятельности и довольно пафосные призывы работать дальше. А потом, собственно, выступали ученики местной фехтовальной школы, практикующей современный Тэннэнрисин-рю. У них совершенно замечательный сэнсэй, пожилой, сухопарый, в которого я влюбилась за первые же пять минут общения. В выступлении было несколько поединков, продемонстрировали основые движения, технику выхватывания меча и, в финале, показательную рубку (вот не знаю, как это всё правильно называется, поэтому только описательно) таких рулончиков из тростника, закрепленных вертикально, на подставке. Был забавный эпизод: в какой-то момент ученики, младшие особенно, совсем разволновались и начали делать ошибку за ошибкой (как по цепочке пошло) - цели то не рубились, то рубились криво и ошметки летели в зрителей. Тогда сэнсэй, явно чтобы поправить положение, вышел сам - и как колбасу, мелко, ровными кольцами, за пару секунд порубал этот несчастный тростник.
Вообще, всё выступление я видела скорее краем глаза, потому что народ выбрал именно этот момент, чтобы подходить знакомиться, фотографироваться и рассказывать.
Заняло всё дело часа полтора. По окончании японцы так же шустро прибрали за собой и разошлись. Народу внешнего, то есть не имеющего отношения ко всем этим организациям, было не сильно много - человек 15-20, включая нас, четверых иностранцев.

Про Ёсида-дзиндзя отпишусь. Здесь же, но чуть позднее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maitai1again
2009-11-05 01:28 pm (UTC)
Вот это да. Жанр ветвящихся комментариев предполагает умение обращаться с дискретным временем )

О структурах, связанных с синсэном (у них ведь интересы чуть шире, я полагаю?) – в общем понятно. Интересно ещё, насколько они государственные.

Рассказы о том, как Вы читаете вывезенные книжки, буду ждать ещё сильнее, чем картинок )

Японские бабочки – японские. По лицу не прочтёшь ничего, а они мир завоёвывать собрались, не то что музей оккупировать.

О Сайкодзи: как хорошо. Вот бы бюст отмывали почаще – сколько ни видела я снимков, всё он в потёках, которые живописными и антикизирующими назвать непросто :/ Букеты многоразового использования тоже удивительны: ну куда же их потом. У меня есть ещё одни вполне дурацкий вопрос, я это сознаю, но не озвучить не могу: рулончики, которые показательно разрубают – они действительно тростниковые? Не из рисовой соломы? Тростник растёт где-то рядом, повсеместно? Цапель окружает антуражно? )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shmyrina
2009-11-05 01:45 pm (UTC)
Тростник-то растет, ну, точнее, что-то, что у меня под этим определением проходит - я тот еще спец. А вот я сейчас восстановила в памяти тот ошметок, что мне в руки попал: больше всего похоже по структуре и толщине на эти коврики, в которые роллы закатывают. Надо спецов поспрашивать, из чего это всё делается и как.

*Букеты многоразового использования тоже удивительны: ну куда же их потом.
Не знаю. :) Дама-организатор, в деловом костюме и на шпильках, утрамбовала букетик в велосипедную козинку, села на велик и укатила куда-то вдаль. :)

*Интересно ещё, насколько они государственные.
Опять же, неизвестно (мои ответы в плане информации, боюсь, будут вообще весьма неопределенными). Но вот всю чудную систему указателей и табличек в Тама явно проспонсировал местный молокозавод - подпись на одном из билбордов тому доказательство).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shmyrina
2009-11-05 12:52 pm (UTC)
Так получилось, что в этот храм мы попали с третьей попытки - Ёсида-сэнсэй упорно сопротивлялся. В первый раз не доехали, уже не помню причин, во второй раз приблыи слишком поздно и к 4м часам уже всё закрылось.
На третий раз получилось. До места добрались на местной разновидности трамвайчика, украшенного опять же изображением сэнсэя - на днях должен был состояться Исин-мацури, вот и рекламировали.
Территория храма небольшая,втиснут в прямоугольник между двумя улочками. На территории, помимо самого храма, находятся памятник Ёсиде (рядом решетка с молитвенными дощечками. Мне как-то сказали, что читать их можно, это ничего не нарушает, поскольку, как бы сказать, в открытом доступе: я и читала. У Ёсиды Сёина просят, главным образом, успехов в учёбе - поступить в университет, благополучно сдать экзамены и в том же духе), собственно его могила и выстроена копия его школы (вот сейчас загуглила - действительно копия, а на тот момент я оказалась в изрядном ступоре: как это Сёка Сондзюку вдруг оказалась в Эдо). Макет здания в масштабе 1:1, внутрь не попасть, закрыто. Сосна у этой школы росла всего одна.
А фотографии оттуда вот по этой ссылке.
http://www.sendspace.com/pro/dl/3726f2
Их совсем немного. Ряд фоток - куски текстов со всяких памятных дощечек, я их фоткала с тем, чтобы потом прочесть, и некоторые идут чистями - не входили целиком в объектив.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maitai1again
2009-11-05 01:40 pm (UTC)

Фотографии забираю, большое спасибо.
Вот здорово.
Ёсида-сэнсэ изменяет своим принципам и больше не принимает всех подряд? ) Надо надеяться, традиция просто видоизменилась :/
Никак не выходит у меня отнестись к макетности и вообще идее возобновления серьёзно. Как бы знаю о традиционном азиатском принципе реставрации, которая равна возобновлению и поновлению, а ещё и воспроизведению – однако, очевидно, чтобы воспринять её, нужно бы побывать в тамошней реальности. Хороша я тут плечами пожимать. Наверняка это работает правильно. Наверняка работает ещё и организация маленького и очень маленького пространства.

Я ещё об одном спросить хотела: по чему можно судить, насколько глубоко\серьёзно\постоянно японцы интересуются своей историей? Словом «японцы», предположим, пусть обозначены будут те, кто Вам встречался )
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)